Тенгиз Тарба | Фотографии Абхазии (ten_go) wrote,
Тенгиз Тарба | Фотографии Абхазии
ten_go

Categories:

Информационное поле Абхазии. Анализ и перспективы

Тенгиз Тарба, начальник отдела информации и аналитики Государственного комитета Республики Абхазия по курортам и туризму.

В своем докладе я постараюсь обосновать значимость необходимых мер по изменению негативно складывающейся ситуации в международном информационном поле вокруг Абхазии. Начну со сравнения общеизвестных в республике СМИ с интернетом, как возможных инструментов решения данного вопроса.

 

География распространения информации абхазскими телевидением, радио и газетами ограничивается пределами республики. Общее число возможных пользователей услуг, предоставляемых нашими средствами массовой информации, - от 300 до 500 тысяч человек.

Теперь давайте обратимся к возможностям интернет-пространства. Два миллиарда человек в мире являются активными пользователями ресурсов, предоставляющих услуги через интернет. А это значит, что практически любой сайт, выложенный в глобальной сети, автоматически становится доступным всему миру и не имеет географических ограничений. К примеру, Официальный туристический сайт Республики Абхазия за полгода посетили граждане семидесяти стран мира.

Информационное освещение любого проекта в международном пространстве при помощи таких инструментов как телевидение, радио, и газеты будет стоить в сотни раз дороже, чем использование Интернет пространства. Любой эксперт в области информационных технологий скажет вам о том, что в ближайшие 10-15 лет телевидение и бумажная пресса практически полностью уйдут в интернет вещание, а в том виде в котором мы привыкли их видеть они либо исчезнут, либо останутся в отсталых странах, неразвитых технологически и информационно.

Как известно, в интернете существуют поисковые системы, через которые осуществляется поиск нужной конкретному человеку информации. Каждый запрос фиксируется и вносится в общую статистику поисковых запросов. Статистические данные, предоставляемые в открытом доступе крупнейшими поисковыми системами, показывают 3 миллиона – поисковых запросов ежегодно, в которых используется ключевое слово «Абхазия». Заинтересованность мира Абхазией в данном вопросе очевидна. Нам не нужно создавать спрос, он уже есть. Наша задача этот спрос удовлетворить – предоставить аудитории исчерпывающую, интересную и позитивную информацию об Абхазии. Информацию, обработанную и подготовленную нами. Уже давно сложилось огромное информационное поле вокруг Абхазии, к которому мы, к сожалению, практически не причастны.

Мы привыкли обсуждать информацию политического характера, связанную с абхазо-грузинскими или русско-абхазскими отношениями, что вполне естественно в ситуации становления нашего государства. Но хочется особенно отметить следующее: дальнейшее наращивание только такого информационного поля влияет негативно на имидж страны. Абхазии сейчас катастрофически не хватает позитивного информационного поля. Необходимо осознать, что мы вошли в новую фазу информационной войны и должны брать инициативу на себя. Одна из задач наших оппонентов доказать, что мы опасная, конфликтная территория, именно поэтому они заинтересованы в постоянной полемике с нами или с другими интересующимися Абхазией сторонами только в данном искаженном контексте, принижающем наши возможности.

Сегодня Абхазия не имеет ни одного современного социально-информационного проекта, рассказывающего широкой публике о многотысячелетней истории нашей страны, культуре, природе, о нас с вами. Необходимо начать с самого начала, запустить целую серию ярких интересных проектов. Информационной площадкой для этого станет глобальная сеть – интернет-сайты, информационные порталы, социальные сети.

Еще раз хочу подчеркнуть, что сайт - это всего лишь инструмент для передачи информации, фактически он выполняет ту же функцию, что и радиоволны для радиостанций и телевидения.

Ключевым вопросом станет наполнение информационного пространства сайта, качество его содержания. Бездействие в данном направлении либо недостаточное финансирование необходимых проектов может привести к прямым материальным, социальным и политическим потерям, намного более значительным, чем затраты на такие проекты.

Если в ближайшее время не будет выработана общая концепция положительного позиционирования страны в международном информационном пространстве - потери будут вполне реальными как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Приведу ряд примеров.

Представьте себе туриста советских времен, который по тем или иным причинам уехал после отдыха в Абхазии недовольным. Негативное информационное поле такого туриста, при самых пессимистичных прогнозах, распространилось бы среди 40-50 человек. А теперь представьте себе наше время: недовольный турист заходит на интернет-сайт, посвященный Абхазии, посещаемость которого от 5 до 8 тысяч человек в день, и оставляет там свои подробные и крайне негативные замечания часто с фото или видео подтверждением своих критических замечаний. За месяц его комментарии об Абхазии прочтет около ста тысяч человек! Как вы понимаете, таких комментариев сотни, и они крайне негативно влияют на решение потенциальных туристов ехать или не ехать в Абхазию на отдых.

Очевидно, что данным информационным инструментом могут воспользоваться - и активно пользуются - наши оппоненты, в полной мере осознавая, что эти действия могут нанести серьезный экономически урон нашей стране. Вполне очевидно, что определенный процент потенциальных туристов откажется от поездки уже на этапе ознакомления с информацией вокруг Абхазии. Сколько десятков тысяч туристов не приедет в Абхазию? Сколько сотен миллионов, а то миллиардов рублей станут прямой потерей государства?

В то же время, я не предлагаю вступать в полемику с конкретными людьми, которые подчас вполне объективно критикуют ситуацию на курортах Абхазии. Но отсутствие массивного альтернативного информационного поля уже сегодня негативно влияет на динамику развития туризма.

Все, что попадает в интернет, остается там навсегда и действует на всё новых людей, ищущих информацию об Абхазии. Напротив, информационное воздействие СМИ всегда носит временный характер. Вытеснить негативную информацию, изменить общественное мнение и сложившуюся ситуацию можно только большими объемами положительной информации, причем постоянно обновляющейся.

А теперь представьте себе, что один из ста тысяч человек, интересующихся Абхазией, - это возможный инвестор, которому необходимо понять, стоит ли инвестировать средства в проекты данного региона. Или давайте представим, что он англоговорящий, я уже не говорю о других языковых группах. Можно предположить еще более важную ситуацию для нас: об Абхазии захотел узнать потомок махаджиров, живущий, к примеру, в Турции. В этих ситуациях самый удобный для современного человека способ получить информацию - это интернет. Но оказывается, что в Абхазии нет ни одного полноценного сайта на абхазском языке и совершенно отсутствуют сайты на турецком языке, рассказывающие об Абхазии, а англоязычные сайты в массе своей целенаправленно спонсируются Грузинской стороной. Огромные социальные и материальные потери в случае нашего бездействия очевидны.

«Экстремистское недогосударство» Абхазия. Именно этот стереотип с подачи грузинских, а с недавних пор и некоторых российских интернет-политологов войдет в источники информации разных стран мира, станет частью современной истории, если мы сегодня же не начнем системную работу в данном направлении. Очевидно также, что в информационном пространстве об Абхазии должна доминировать Абхазия, а не ее оппоненты и случайные недовольные туристы.

Реализуя проекты в рамках интернет-пространства, необходимо осознавать весь спектр возможностей, всю мощь этого инструмента, понимать, каким тонким, универсальным, эффективным и современным механизмом является интернет. Также необходимо пересмотреть политику финансирования и принципа работы уже имеющихся государственных интернет-ресурсов. Уверен, что в сегодняшней действительности реализация таких важных для общества проектов под силу только государству и они должно входить в список важнейших приоритетов руководства страны.

Для положительного решения данного вопроса, необходимо создание специального департамента. В его задачи будет входить:

Оперативный Анализ текущей информации об Абхазии, анализ тактики и стратегии наших оппонентов, регулярное информирование руководства страны о новейших тенденциях и процессах в интернет пространстве.Разработка стратегии создания позитивного имиджа Абхазии в цифровых медиа, запуск целого ряда информационных площадок, на которые можно было бы направить поисковые запросы: на абхазском, русском, турецком и английском языках. У каждого сайта будет свой сегмент информационного освещения - история, культура, Отечественная война народа Абхазии 92-93 годов, абхазский язык, репатриация. Задачами данного департамента будет также сбор уже имеющегося материала, его структурирование, размещение информации на собственных тематических сайтах, реализация социально-информационных проектов.

Такое подразделение может поддерживать постоянный интерес к Абхазии путем создания круглогодичных информационных поводов и интегрирование их в международное информационное пространство. Оно позволит оперативно реагировать на действия наших оппонентов. Необходимо осознать, для того чтобы преломить сложившуюся информационную ситуацию, понадобится большая работа, серьезные материальные и человеческие ресурсы.

Уверен, данная конференция станет, серьезным толчком для принятия необходимых, а самое главное, правильных, продуманных и системных решений. Только такая работа повлечет за собой изменение сложившейся ситуации с освоением информационного пространства Абхазии в лучшую сторону.

Благодарю за внимание.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment